ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяСтатьиМузей
Питер Пауль Рубенс
(1577 - 1640)
Искусство Питера Пауля Рубенса оказало глубокое влияние на художников многих стран, работавших в различных стилях и жанрах. Ребенса называют гением барокко.
Главная arrow Музей
Поиск

Музей Рубенса (Дом Рубенса)

В 1610 году Рубенс перестроил приобретенный им в Антверпене дом, освободив в нем место для мастерской. Теперь этот дом стал одним из самых популярных в Бельгии музеев.

Огромное творческое наследие Рубенса разрознено сильнее, чем наследие любого другого из старых мастеров. Практически все музеи от Ахена до Цюриха располагают работами Рубенса. Лучшие из этих коллекций содержат до двух десятков его картин. Самые крупные собрания Рубенса хранятся в мадридском музее Прадо и Старой Пинакотеке в Мюнхене. Каждое из них насчитывает свыше 50 произведений художника. Стоит отметить и рубенсовские коллекции парижского Лувра, петербургского Эрмитажа и венского Художественно-исторического музея. Если же говорить о географии, то тут больше других повезло Лондону. Здесь фламандский живописец представлен в Национальной галерее, Галерее Куртольда, а также в целом ряде небольших музеев. К этому можно добавить расписанный Рубенсом потолок Банкетного зала дворца Уайтхолл.

Дом-музей Рубенса

 Дом-музей Питера Рубенса

Бельгия, разумеется, тоже не обделена работами своего великого сына. Они хранятся по преимуществу в двух крупнейших музеях страны: Королевским музее в Брюсселе и Королевским музее в Антверпене. Коллекция, выставленная в антверпенском Доме Рубенса уступает им по объему, но у нее есть огромное преимущество: с именем художника, с его жизнью она связана гораздо, если можно так выразиться, интимнее, нежели другие собрания.

Внутренний двор дома РубенсаДом, о котором идет речь, был построен в XVI веке. Рубенс купил его в 1610 году, спустя два года после возвращения из Италии. Чуть позже дом подвергся реконструкции. В частности, в нем было освобождено место для большой мастерской (около десяти метров в длину и восьми метров в ширину). План реконструкции составил сам художник. Это не должно нас особенно удивлять. Рубенс серьезно интересовался архитектурой. Перестроенный дом оказался настолько итальянским по духу, что невольно возникает вопрос: не занимался ли художник архитектурной практикой во время своего пребывания в Италии?

В 1622 году Рубенс вновь демонстрирует свой интерес к архитектуре, публикуя собранную им в Италии коллекцию гравюр, изображающих городские сооружения Генуи. В коллекцию вошло 139 гравюр; она заняла два тома, вышедших под общим названием "Palazzi di Genova". В предисловии, написанном на итальянском языке, художник отмечал, что в северной Европе утвердилась традиция строить храмы по канонам классической архитектуры, «следующей законам, открытым еще древними греками и римлянами». Этого Рубенсу казалось мало. Своей целью он ставил более активное использование форм классической архитектуры в гражданском строительстве (ведь «любой город состоит в основном не из церквей, а из частных домов»).

Перестроив свой дом, он показал, как это нужно делать на практике.

Известность художника была велика. Его часто посещали высокие гости. Более того, можно высказать парадоксальное предположение, что Рубенс предвидел, что его дом со временем превратится в своеобразный аттракцион для интеллектуальных туристов. В пользу этого предположения говорят идущие на уровне второго этажа галереи, с которых можно было рассматривать все, что происходит внизу, в мастерской, не отвлекая при этом от работы ни самого мастера, ни его учеников. Одним из гостей Рубенса, оставивших описа ние собственного визита, оказался датский медик От-то Сперлинг, посетивший художника в 1621 году. «Рубенс писал за мольбертом, — отмечал визитер, — одновременно диктуя при этом письмо и слушая стоящего рядом помощника, читавшего вслух книгу Тацита. Мы, посетители, старались вести себя как можно тише, чтобы не отвлекать Рубенса, и тогда он сам заговорил с нами, не забывая при этом о своей работе. Теперь он одновременно писал, слушал Тацита, задавал нам вопросы и выслушивал наши ответы, демонстрируя тем самым свои поразительные способности».

Дом Рубенса внутриПосле смерти Рубенса его дом был продан. Впоследствии он не однажды переходил из рук в руки, пока в 1939 роду его частная история не закончилась — дом приобрела городская администрация Антверпена. К счастью сохранились гравюры XVII века, запечатлевшие многие детали его первоначального облика. Правда, кое-что так и осталось не до конца проясненным. Например, не удалось точно определить, были ли отдельные украшения интерьера написаны краской или вырезаны из дерева.

В качестве музея Дом Рубенса открылся в 1946 году и с тех пор успел превратиться в одно из самых посещаемых туристами мест. Дом-музей обставлен подлинной мебелью XVII века; в нем, наряду с работами Рубенса, выставлены картины современников художника. То есть сделано все для того, чтобы он донес до нас аромат давно ушедшего времени.

 
Питер Пауль Рубенс - о величайшем художнике (картины Рубенса, портреты Рубенса, творчество Рубенса)
e-mail: airkus@mail.ru
Картины, продажа
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяМузеиНовости